8. ПОСАДКА ВОДИТЕЛЯ - РУКИ.
Становятся ли ваши предплечья сильнее от вождения мотоцикла? Устают ли
ваши руки от долгого вождения со множеством поворотов? Вот только два
признака неправильной посадки (вообще-то их гораздо больше).О чем же
сигнализируют эти индикаторы? О том, насколько хорошо вы овладели
искусством посадки. По сути, это отдельная технология, со своими
правилами. Это способ соответствовать или не соответствовать конструкции
мотоцикла. И это еще один способ борьбы с ПИСами.
Вы сжимаете руки или они делают это самостоятельно? Честный ответ на
этот вопрос и есть лучшее доказательство того, что это самый настоящий
ПИС. Есть и еще одно доказательство. Пройдите несколько поворотов подряд
на максимальной для вас скорости и зафиксируйте тело, не расслабляйтесь.
Для большинства водителей это единственный способ понять, что происходит.
Обычно они не понимают, насколько они зажаты, пока не сбросят скорость.
Является л и такая реакция автоматической?
ПИС №2
В результате опроса, проведенного среди 8000 водителей, в классе
"нежелаемые условия вождения" победил ПИС №2 - слишком сильное сжимание
руля . Причины для этого неосознанного действия те же,
что и для ПИСа "сброс/добавление газа". И единственное сообщение,
которое пытаются до тебя донести мышцы твоих рук это: пожалуйста, дай
кислорода, мы голодаем.
Простой совет - расслабьтесь. Но вот выполнить его очень сложно. Если
бы существовал способ как-то обмануть эти реакции, я бы вам сказал. Но
такого способа нет. Единственный способ - использовать понимание. Давайте
попробуем.
Требования мотоцикла
При движении мотоцикла переднее колесо рыскает всегда.
Величина этого рысканья зависит от дорожного покрытия, скорости и
состояния подвески. Многие не понимают, что такое рысканье необходимое
условие работы подвески. Подвеска состоит из двух частей (1) шин и (2)
амортизаторов и вилки. Шины поглощают часть нервностей, потому что они
резиновые. Когда достигается предел их гибкости, в дело вступают пружины и
амортизаторы. А что происходит, когда и они не могут справиться? Вилка
двигается из стороны в сторону. Почему она так двигается?
Когда и шины и подвеска достигают предела, это немедленно приводит к
перераспределению веса. Тяжелый - легкий, легкий - тяжелый. Увеличение
пятна контакта (в момент, когда шина нагружена) заставляет вилку
поворачиваться внутрь. При разгрузке вилка стремится занять нулевое
положение, соответствующее углу наклона байка. Однако она слегка
проскакивает и выворачивается в другуи сторону. В это время колесо
наезжает на еще одну точку и цикл загрузка/разгрузка повторяется. И так
далее. Вот почему рыскает передок.
Борьба с рысканьем
Никто не силен настолько, чтобы остановить рысканье. Более того, если
даже кто-то и сможет это сделать, начнется дикий вобблинг и мотоцикл
полностью выйдет из-под контроля . Хорошая новость -если подшипник вилки
не имеет люфта, а подвеска не заедает, то рысканье не передается на корпус
байка. Плохая новость - рысканье все же передается через водителя , если
он находится под воздействием ПИС№2.
Отличный пример - вождение кроссового мотоцикла по песку. Вцепитесь в
руль изо всех сил - байк будет очень нестабильным и, скорее всего, упадет.
Ослабьте хватку, и байк поедет прямо, хотя передняя вилка будет интенсивно
работать. Езда по продольным неровностям тоже может служить примером,
пусть и не таким ярким.
Крепко значит широко
Слишком крепкая хватка заставляет байк распрямлять траекторию в
повороте. Из-за самокоррекции и подпрыгивания переднего колеса
центробежная сила выносит мотоцикл наружу. Кроме того, на внутреннюю
рукоятку давление больше, поэтому водитель контррулением выталкивает байк
наружу .
Рулевой демпфер
Он не устраняет рысканье, он уменьшает его амплитуду и интенсивность.
Поскольку демпфер устанавливается далеко впереди, рычаг получается
коротким и он - при правильной настройке - не передает колебания на весь
мотоцикл. Демпфер не борется с ПИС №2, если вы вцепитесь в руль - мотоцикл
затрясется, не зависимо оттого, есть демпфер или нет. Демпферы необходимы
современным мотоциклам, с их крутым углом наклона вилки, короткой базой и
большой мощностью.
Вобблинг
Чем быстрее вы едете, тем сильнее рысканье, особенно в поворотах, когда
передок разгружен и не может эффективно отслеживать неровности. Насколько
это плохо? - спросите вы себя. Если мотоцикл исправен, демпфер правильно
настроен, все зависит от вас! Расслабьтесь. Преодолеть ПИС №2 осень
трудно. Но "дать передку работать" - стандартный прием вождения, который
полностью соответствует конструкции мотоцикла.
Слишком сильно сжимание руля - самая главная причина проблем с
управляемостью.
Согните кисти и локти, и ваша посадка станет более расслабленной.
Относитесь к байку как к другу и он не станет вашим противником. ДГ
|