2. УПРАВЛЕНИЕ ГАЗОМ - ПРАВИЛО НОМЕР ОДИН.
Возможно ли отучиться от такого ПИСа, как добавление/сброс газа? Что
происходит с банком в результате этой распространенной ошибки? Какие
конструктивные особенности мотоцикла находятся в противоречии с этим
ПИСом? Что позволит избавиться от него? Что выигрывает водитель,
научившийся бороться с этим ПИСом? Ответы на эти вопросы вы найдете в
следующих пяти главах.
Пойми газ
Управление газом - очень тонкая штука, со своими правилами и
стандартами. Способы управления газом находятся в прямой зависимости от
конструктивных особенностей вашего байка и позволяют ему действовать
максимально эффективно. Осознание особенностей конструкции байка и их
взаимодействия с манерой вождения - первый шаг в борьбе с ПИСами,
мешающими водителю.
Сцепление с дорогой
При прохождении поворотов главное, о чем заботится гонщик, это
сцепление шин с дорожным полотном. Давайте рассмотрим пятна контакта и на
основании этого поймем, какова идеальная развесовка в повороте. По грубым
прикидкам, 40 процентов веса должны приходится на переднее колесо и 60% -
на заднее. У гоночных мотоциклов на заднее колесо приходится до 70% веса,
поскольку они испытывают большие ускорения. В зависимости от конкретной
модели мотоцикла, соотношение 40/60 может немного меняться. Задача
водителя -поддерживать идеальную развесовку с помощью виртуозного
использования газа. Как же этого добиться?
Легкое касание
Развесовка большинства аппаратов в статике или при прямолинейном
равномерном движении составляет 50/50 (+- 5%). Таким образом, нам нужно
переместить от 10 до 20 процентов веса спереди назад. Значит, нужно
придать мотоциклу ускорение от 0,1 до 0,2 д. Для этого нужно повысить
обороты с 4000 до 6000 на пятой передаче (речь идет об аппаратах не ниже
600 куб. см). Не слишком сильное ускорение- но этого достаточно.
Часто водитель не может точно отследить, насколько он увеличивает
обороты, причем, как правило, он ошибается в меньшую сторону. В результате
мотоцикл либо распрямляет траекторию в повороте, либо начинается боковое
скольжение, и тут водитель совершает еще одну ошибку - сбрасывает газ.
Правило номер ОДИН
Как только вы начали добавлять газ, вы должны добавлять его,
равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота.
Как только гонщик достиг идеальной развесовки (т.е. переместил 10% 20%
веса спереди назад) любые изменения развесовки приводят к ухудшению
сцепления с дорогой. Как только байк наклонен для поворота, любые
изменения развесовки - одновременные ли (например, на изломе дороги,
который влияет сразу на оба колеса) или поочередные (при открытии/закрытии
газа, вес вперед/вес назад) -изменяют идеальною развесовку системы
шины/мотоцикл.
Водительское мастерство
Для успешного использования правила №1, водитель должен понимать и
чувствовать потребности мотоцикла. Водитель не улучшает байк, он просто
помогает ему работать правильно. Очевидно, что любые задержки, помехи,
открытия/закрытия газа усложняют достижение идеала. В этом и кроется
основной вред ПИС №1 - оно немедленно ухудшает сцепление байка с дорогой.
Чем быстрее вы едете, тем сильнее эффект. Достижение и поддержание
развесовки 40/60 - главная цель всех ваших действий с ручкой газа. Правило
газа №1 борется с ПИСом №1.
Потери
Даже если вы не сорвете свой бак в занос в результате неправильного
использования газа в повороте, вы потеряете время. В среднескоростных
поворотах (40-80 миль/час) каждое добавление/сброс/добавление газа стоит
вам 0,1 с (или длины байка, если говорить о дистанции), если вы хороший
гонщик. Для всех остальных эта потеря еще больше. В высокоскоростных
поворотах проигрыш по времени увеличивается, поскольку сопротивление
воздуха вносит больший вклад в замедление мотоцикла.
Курсы выживания
ПИС №1 - самое главное ПИС. Уличное вождение зачастую терпимо к ПИСу
№1. У водителя формируется ошибочное представление, что можно позволить
себе сбросить газ в повороте. Однако, следует четко понимать, что правило
№1 работает почти всегда, на любой скорости, оно верно для 99% всех
поворотов и дорожных условий. Исключения редки - длинные спуски, повороты
с уменьшающимся радиусом, повороты с отрицательным профилем (велотрек
наоборот) и повороты с неровностью посередине. Но даже тогда вы не
закрываете газ, просто на время перестаете его добавлять.
Допустим, вы вошли в повороти внезапно поняли, что дорожное покрытие
скользкое. Если вы сбросите газ, вы переместите 70-80% веса байка на
переднее колесо, которое конструктивно можети нести только 35-40%.
Конечно, добавление газа не гарантирует вам отсутствие неприятностей. Но
спросите себя, в каком случае вероятность падения выше? Представим еще
более грубую ошибку - использование в скользком повороте переднего
тормоза. Очевидно, что в этом случае падение почти неминуемо. Но ведь
закрывая газ вы двигаетесь именно в этом направлении!
Газуй!
Итак, похоже, старое правило гонщиков "Сомневаешься? Газуй!" имеет
право на существование.
Яркий пример - происшествие с Дугом Чандлером на Sears Point Raceway в
1989 году. Он тогда пилотировал свой 750-кубовый суперспорт по сухой
трассе. Его задняя покрышка была настолько изношена, что срывалась в занос
просто от сброса газа. В какой-то момент заднее колесо стало заносить так,
что оно оставило 30-ти футовый след резины на асфальте трассы. Если бы Дуг
сбросил газ - хайсайда не избежать. Но опыт мотокроссмена подсказал ему,
что надо газовать. Дуг добавил газа, это привело к вобблингу, но в конце
концов мотоцикл выровнялся, Дуг остался в седле и на первом месте.
Добавление газа было единственным решением. А что сделали бы вы?
Контрольные вопросы
- Что такое ПИС№1?
- Что такое правильная работа газом?
- Соответствует ли она конструктивным особенностям мотоцикла?
- Как часто ваша правая рука закрывает газ без разрешения?
Поскольку у каждого байка свои особенности, важно научиться чувствовать
его поведение в повороте. Эта глава поможет вам научиться правильной
развесовке. Иногда хочется открутить по полной, и мне тоже, чего уж греха
таить, но выигрывает тот, кто следует советам этой книги. Ведь ПИС №1
стоит вам не просто времени на круге, может стоит места в пелетоне. ДГ
|